Ниже публикую проповедь, которую сказал на день Благовещения, но, думаю, она в не меньшей мере тематически касается всей страстной седмицы. Она отвечает на вопрос: почему Бог спас нас именно так?
Дорогие братья и сестры, в день Благовещения Церковь поет: "ныне спасения нашего главизна", то есть, начало нашего спасения. Все вы знаете, как спас нас Господь - стал человеком, не переставая быть Богом, и пошел на смерть в жертву за грехи наши. Однако порой люди спрашивают: а почему именно такой образ спасения выбрал Господь? Не слишком ли сложно? Почему бы просто не простить согрешивших людей? Но разве не доводилось всем нам видеть примеры того, как человека прощали, а он потом снова совершал то же самое? Дело не только в прощении. Можно простить человека за устроенный пьяный дебош, но его алкогольная зависимость никуда не денется после этого прощения. Чтобы освободиться от нее, нужно гораздо большее. Вот и для спасения падших людей недостаточно было просто простить. Нужно было разорвать окутавшие человечество цепи зависимости от греха и освободить людей от рабства диаволу.
Диавол глубоко презирает нас, людей, и даже все человечество вместе его интересует не как добыча, а как средство борьбы с Богом. Изначально свой мятеж он поднял из стремления возвыситься и стать равным Богу: "выше звезд Божиих вознесу престол мой... буду подобен Всевышнему" (Ис. 14:13-14). Но когда вместо этого он оказался как молния низвержен с неба, диавол, как мы знаем, соблазнил на грех наших прародителей, и все последующее человечество замазал греховной скверной. Тем самым он поставил ловушку для Бога.
Диавол вовсе не прочь был бы, если бы Бог насильно отнял из-под его власти людей, изменил бы Своим волевым решением их стремление грешить на стремление к добродетели. Ведь в таком случае оказалось бы, что Бог хуже его, что Бог нарушает собственную справедливость и презирает собственный дар свободы. "Они ко мне пришли добровольно, а Ты отнял их у меня силой, я их убедил словом, а Ты действуешь как грабитель", - таков был бы триумф сатаны, который бы при подобном развитии событий оказался бы лучшее, справедливее и правее Бога не только в своих глазах, но и по понятиям правды Божией.
Итак, диавол, совратив человечество во грех, приготовил ловушку для Бога, из которой, как ему казалось, у Бога только два выхода: либо поступить несправедливо и отнять у диавола людей против их воли, либо не предпринимать ничего и смотреть, как все человечество отправляется в вечную смерть. В любом случае диавол бы вышел победителем. Но Господь избрал такой путь, додуматься до которого лукавый не мог из-за своей гордости. Бог стал человеком, и победил диавола не как Бог, а как человек. Своею кровью Он открыл способ очищения от грехов, во всем согласный с Его справедливостью. Как в апостольском чтении говорилось, Своей смертью Он «лишил силы имеющего державу смерти, то есть, диавола, и избавил тех, которые… всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2:14-15). И при всем этом Он ни в малой степени не нарушил свободы ни одного человека, включая Своих убийц. Этот путь открыт для всех людей, но пользуются им лишь те, кто добровольно выбирает его. Бог выбрал самый совершенный, самый благородный и самый удивительный способ нашего спасения. Диавол посрамлен, а мы свободны. Будем же дорожить этой свободой, ибо она куплена дорогою ценою, и будем благодарить Бога за Его любовь и смирение, которые привели Его к нам, а нас - к Нему.