о помыслах и внутреннем делании Слово перед исповедью, о греховных помыслах и греховных снах.
Дорогие братья и сестры!
Бывает, что на исповеди человек говорит: каюсь в греховных помыслах. Так говорить некорректно. Сами по себе греховные помыслы бывают у всех, они всеваются нам злыми духами для того, чтобы нас втянуть в грех, или смутить или просто отвлечь от Бога. Один из святых сравнивал греховные помыслы с ветром: ты не можешь сделать так, чтобы ветер не дул на тебя, но это не твоя вина, что он дует. Если бесы бросают в нас какой-то греховный помысел или греховное чувство, но мы не принимаем его, то он не становится нашим грехом, нам не нужно его исповедать. Это становится нашим грехом лишь тогда, когда мы помысел принимаем.
Что значит "принять помысел"? Предположим, у нас на работе есть коллега, которая нас чем-то раздражает. И вот лукавый предлагает нам помысел осуждения: «Смотри, какая она ни на что не годная, все плохо делает, такая-сякая". И у нас есть два варианта. Первый: «Нет, я не буду принимать этот помысел!" И отсечь его. Второй вариант – когда мы соглашаемся: "Да, она действительно плохая, бесполезная" и т.д. Таким образом мысль, которая изначально была не наша, мы приняли и сделали своей. Это как если человек подойдет к нам на улице и скажет: "пойди и укради!" То, что мы это услышали, не стало само по себе нашим грехом, но если мы послушаемся и украдем, или даже хотя бы начнем в уме строить планы, как украсть – это станет нашим грехом. В этом случае нужно исповедоваться, но не так, что "были греховные помыслы", а "принимал греховные помыслы". Если же помыслы просто были, но мы их отсекли, в этом не надо каяться. Это не наши грехи.
Сюда же примыкают и сны. Бывает, что бес внушает нам греховные сны. Здесь тоже, как говорят святые отцы, нужно просто не вспоминать об этом сне после пробуждения, не обдумывать его. И в этом случае не надо в нём каяться. Это не наш грех. Бес просто хотел нас искусить, но мы не поддались. Другая ситуация, когда мы, уже проснувшись, начинаем услаждаться предложенной страстью, вспоминая сон. Тогда нужно каяться. Но не в том, что приснился сон, а в том, что мы приняли страсть.
Почему так важно следить за помыслами и чувствами? Потому что любой грех начинается с этого. И если мы научимся отсекать его на этой стадии, то он никогда не перейдёт ни в слово, ни в дело. Поэтому христианину для наведения порядка в своей жизни важно навести порядок в своих мыслях и чувствах. Порядок - то есть соответствие с волей Божией.
Но как бороться с греховными помыслами? Некоторые думают, что надо спорить с ними, заменять их правильными мыслями. Но это ошибка, потому что так мы вступаем в спор с бесами, которые на протяжении тысяч лет оттачивали мастерство увлечения человека в грех и погибель. Только очень опытные подвижники могут побеждать бесов на этом поле. А нам на нашем уровне нужно просто отсекать их молитвой. Можно читать Иисусову молитву, можно своими словами просить Бога избавить нас от этого помысла. И делать так каждый раз, спокойно и последовательно.
Старец Эмилиан описывал один пример. Человеку приходит помысел: «Мой духовный отец меня не любит». И человек начинает с ним спорить: «Ну, не любит, ну и что? Буду терпеть, всё равно буду к нему ходить» и т.д. Ему кажется в тот момент, что он борется с помыслом, а на самом деле он уже проиграл, потому что принял, то есть, поверил, что действительно духовный отец его не любит. Подобное может касаться и мужа, и жены, и матери, и свекрови и т. д. Так что проще всего для нас – в самом начале отсекать эти помыслы, не начинать им верить, не спорить с ними, не обдумывать, а просто отсекать их. Просить у Господа избавления, и Господь не оставит нас без помощи. Да, полностью греховные помыслы не исчезнут, но они перестанут быть хозяевами нашей жизни. Мы сможем идти против ветра туда, куда нам нужно, а не будем носиться подобно листку туда, куда дует ветер.